Во всех организациях случаются кадровые перестановки – увольняются по разным причинам старые сотрудники, а на их место приходят новые. В большинстве случаев процедура найма-увольнения сотрудников довольна проста и ограничивается лишь оформлением и подписанием нескольких кадровых документов. Однако при увольнении руководителя могут возникнуть сложности.
Например, при увольнении руководителя по инициативе нанимателя (участников общества, акционеров, единственного собственника), организация обязана выплатить руководителю компенсацию за досрочное расторжение трудового договора в размере, определяемом трудовым договором (ст. 259 Трудового кодекса Республики Беларусь).
Но если ситуация противоположная и руководитель хочет расторгнуть досрочно трудовой договор по своей собственной инициативе, то ему требуется предупредить об этом нанимателя в письменной форме не позднее, чем за один месяц. Необходимо иметь ввиду, что если у руководителя нет уважительных причин для расторжения трудового договора (достижение пенсионного возраста, необходимость ухода за больным членом семьи и т.д.), то наниматель тоже вправе требовать компенсацию от руководителя, которая должна быть оговорена в трудовом договоре.
Вне зависимости от причины увольнения директора, высший орган организации обязан рассмотреть этот вопрос на собрании и отразить его результаты в протоколе (если участников несколько). Если участник один, то выносится соответствующее решение. Далее издается приказ об увольнении руководителя с указанием причины.
До увольнения руководителя необходимо произвести инвентаризацию в организации. Если же наниматель хочет расторгнуть трудовой договор с директором по своей инициативе – лучше это сделать заранее, до уведомления руководителя о его увольнении.
Инвентаризация включает в себя инвентаризацию активов (имущественная сторона) и инвентаризацию по обязательствам (выполнение руководителем своих обязанностей). В конце проведения инвентаризации обеими сторонами (организацией-нанимателем и руководителем) подписывается соответствующий акт. В случае, если у собственников возникают какие-либо претензии или вопросы к руководителю в связи с выявлением недочетов при проведении инвентаризации, руководитель обязан дать объяснения.
Итак, инвентаризация проведена, все требуемые документы подготовлены. Что делать далее?
Здесь можно начинать поиски нового потенциального руководителя. Необходимо помнить, что руководитель должен соответствовать не только требованиям, указанным в уставе организации, но и руководствоваться нормами действующего законодательства. Например, потенциальный руководитель должен иметь оконченное высшее образование и стаж работы на руководящей должности не менее пяти лет, однако и здесь бывают исключения из правил. Также необходимо соблюдать закрепленную в уставе процедуру найма нового директора.
В случае нахождения подходящего на должность руководителя кандидата, высший орган компании обязан рассмотреть вопрос о назначении нового руководителя на должность и заключении с ним трудового договора. Эта процедура оформляется также протоколом, если в высшем органе несколько участников.
При назначении лица на должность руководителя происходит стандартная процедура оформления сотрудника на работу: принимается соответствующее заявление о принятии на должность руководителя, запрашиваются все требуемые для заключения трудового договора документы, издается приказ о приеме на работу, создается папка с личным делом сотрудника.
При увольнении старого и приеме нового руководителя на должность, они вместе должны подписать акт приемки-передачи имущества и дел организации. Данный акт составляется в трех экземплярах – один для прошлого руководителя, второй для нового и третий для юридического лица.
После смены руководителя юридическое лицо обязано уведомить об изменениях регистрирующий орган в течение десяти рабочих дней, банк (для внесения изменений в карточку подписей), а также переоформить электронные ключи.
Несмотря на то, что вышеописанная процедура смены руководителя сама по себе не является крайне легкой, выше был приведен самый простой и самый распространенный на практике пример. Однако ситуации бывают разнообразные и в некоторых случаях в обществе управляющий орган является коллегиальным, или же в роли управляющего выступает индивидуальный предприниматель, с которым правоотношения выстроены в рамках гражданского договора, или же органом управления является соответствующая организация. В таких случаях лучше обратиться в юридическую компанию, которая имеет необходимый опыт. Наши сотрудники неоднократно сталкивались с такими ситуациями и смогут помочь Вам сопроводить эту процедуру абсолютно на всех этапах. Огромное количество подготовленных документов, сопровожденных проектов будут являться достаточным преимуществом именно нашей компании перед другими специалистами в области юриспруденции.