Нужна ли в компании программа по адаптации персонала? «Да, конечно нужна!» - скажете вы.
И будете правы. Только почему-то такие программы во многих компаниях либо не существуют вовсе, либо остаются только на бумаге.
Для чего же их нужно разрабатывать и внедрять?
Одной из задач для работодателя является максимально быстрая отдача от нового сотрудника. Предприятие уже потратило деньги на поиск и подбор работника и теперь должна быстро окупить свои затраты. Проблема в том, что новичок не может первое время работать на 100% результативно. Он постоянно находится в состоянии стресса (по крайней мере первый месяц): незнакомая обстановка, отсутствие знакомых на работе, нет целостной картины о том, как себя вести, что от него ожидают и пр. Это приводит к низкой продуктивности и бывает провоцирует угрозу ухода работника по истечении испытательного срока или увольнения его нанимателем по той же причине (не оправдал ожиданий). Что же делать, чтобы вхождение в новую компанию было быстрым, легким и результативным? Для этого и создаются программы адаптации новых работников.
Адаптация обычно производится в трех направлениях – профессиональном, социальном и рабочем. Профессиональная адаптация – выполнение своих профессиональных обязанностей в свете новой работы, новых требований к этой работе. В разных компаниях должностные обязанности могут трактоваться по-разному. Кроме того, необходимо, чтобы новый сотрудник хорошо понимал свои профессиональные перспективы на новой работе: обучение, карьерный рост, новые масштабы задач, другой уровень сложности…
Социальная адаптация – установление нормальных взаимоотношений с коллегами по работе и руководителями. Новичок не должен испытывать внутреннего дискомфорта в общении с теми, кто дольше него работает в компании, не говоря уже о том, чтобы ориентироваться в рабочем пространстве (знать внутренние телефоны, знать, к кому, как и когда следует обращаться, где и когда обедать, как вести себя с коллегами по работе т. д.).
Одновременно со своей социальной адаптацией новый сотрудник начинает проникать в суть новых рабочих обстоятельств. Даже знакомая по предыдущему опыту деятельность на новом месте устроена по-другому. Планирование работы, система отчетности, взаимоотношения с поставщиками, стандарты общения – все это может отличаться в разных компаниях. Поэтому следует в обязательном порядке знакомить новых сотрудников со всеми такими нюансами рабочего процесса.